Игра «Черный ящик» по физике в 9 классе
Цель: расширение кругозора учащихся, развитие умения объяснять
окружающие явления
Задачи:
развитие интереса к предмету; логического мышления,самостоятельности суждений;
формирование материалистического мировоззрения, нравственных
качеств личности (доброжелательность, тактичность,добросовестность).
воспитание творческой инициативы.
Ход игры
Здравствуйте уважаемые участники игры и гости! Мы рады приветствовать вас в нашем кабинете физики! Наши гости будут на нашей игре – жюри. Жюри прошу судить строго, фишки и очки считать внимательно! Участников призываю к порядку: с места не кричать, руки поднимать, в команде работать дружно, слушать и уважать мнение соседа. Всем ни пуха, ни пера!
Правила игры: - команда, которая отгадала, что находится в черном ящике, получает черную фишку.
Окружающий нас мир полон тайн и загадок. Что может быть интереснее постиженье этих тайн. И что может быть прекраснее человеческого стремления к вершине познания окружающего мира.
Но дорога к вершине не легкая, вам предстоит несколько испытаний,преодолевая которые, узнаете, насколько хорошо вы дружите с физикой. Всамом конце игры – интрига – изюминка нашей игры вас ожидает.
Разминка. Этот конкурс разминочный, оценивается в 1 балл.
1) Чего в сундук не спрячешь? (Солнечный луч)
2) Сестра к братцу в гости идет, а он от неё прячется. Кто или что это?(Солнце и месяц)
3) Ревнул вол на сто сел, за сто речек. Что это такое? (Гром)
4) Вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше: услышим
гром или увидим молнию? А почему? (Молнию. Скорость распространения
света – 300000км/с, а звука (грома) – 340 м/с)
5) Горя не знает, а горько плачет. Что это? (Туча)
6) В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? (Лед)
8) Когда лед может быть нагревателем? (Когда другое тело, находящееся в
соприкосновении со льдом, имеет температуру ниже его температуры)
9) Поднялись врата, всему миру красота. (Радуга)
11) Чего в избе не видно? (Тепла)
12) Виден край, а не дойдешь. (Горизонт)
Раскрытие тайн «черных ящиков»
Вносится первый ящик. ( 1 минута на размышление)
В черном ящике вещество
-его используют для уменьшения трения
-оно хорошо подходит для систем нагревания и охлаждения
- нас окружают три его агрегатных состояния
-его называют «соком» жизни на Земле
Организм взрослого человека состоит на 65% из него
Ответ Вода
2.Приспособление для передачи мыслей на расстояние.
Ответ: конверт
А что у нас в конверте? загадки на тему «Транспорт. Техника»
Отгадки пишите на листах и сдаете, та команда которая даст больше правильных ответов получает фишку.
1) Ем я уголь, пью я воду, как напьюсь - прибавлю ходу. (паровоз)
2) Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет. Что такое? (самолет)
3) Каково назначение винта самолета? (Винт, захватывая воздух и
отбрасывая его назад, создает частично тягу. Надувая воздух на крыло,
он образует подъемную силу)
4) Что служит рабочим телом у двигателя паровоза? (пар)
5) Какие виды передач используются в велосипеде? (Цепная передача)
6) Ходит полюшком коровушка, саженный язычок. Режет травушку коровушка под самый корешок. (Сенокосилка)
8) С края на край режет черный каравай. Кончит, повернется, за то же возьмется. (Плуг)
9) Возле уха - завитуха, а в середке - разговор. (Радионаушники)
Вносится черный ящик.
3.Назовите первый экипаж (транспортное средство) современного человека?
Ответ: Детская коляска. Из ящика вынимают игрушку или рисунок.
Сейчас для каждой команды конкурс «Найди лишнего»
Каждая команда получает по три конверта, в которые вложены карточки с
терминами. Необходимо в каждом конверте найти лишнюю карточку.
1) Конверт «Физические величины»
плотность, сила тока, удельное сопротивление, заряд, количество теплоты, сопротивление, напряжение, время, работа тока, мощность.
(Лишняя карточка: плотность)
2) Конверт «Физические приборы и механизмы»
Амперметр, вольтметр, динамометр, блок, барометр, термометр,спидометр, мензурка, жидкость, рычаг
( Лишняя карточка: жидкость)
3) Конверт «Физические явления»
Молния, инерция, радуга, падение тел, тяготение, короткое замыкание,движение, момент силы, нагревание, трение
(Лишняя карточка: момент силы)
Черный ящик
4. Заменитель футбольного мяча
Ответ: Консервная банка. Из ящика вынимают консервную банку.
Черный ящик
5. «Фотограф - мастер» . Если поднимешь крышку, получишь свой портрет. Скажите , что находится в черном ящике?
Ответ: Зеркало
Черный ящик
6. В черном ящике находится всем знакомое физическое тело.
-благодаря этому телу можно доказать упругость газов
-его движение представляет собой пример механического движения
-оно круглое
-оно является другом некоторых спортсменов
Из-за него плакала Таня
Ответ: мяч
Черный ящик
7. В черном ящике находится физический прибор.
-работая с ним, надо быть очень осторожным
На нем есть шкала
-изготавливают из стекла или пластмасса
-с его помощью можно наблюдать диффузию
-с его помощью можно определять объем жидкости
Ответ: мензурка
Черный ящик
8. То что в черном ящике, изобрел очень талантливый человек, еще этот юноша придумал гончарный круг, первую в мире пилу. В нашей стране этот предмет был обнаружен при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а те кто умел с его помощью решать задачи- считались людьми большого ума. За много сотен лет его конструкция не изменилась, в настоящее время им умеет пользоваться любой старшеклассник.
Ответ циркуль
Черный ящик
9. В черном ящике находится макет живого существа
-оно обладает большой чувствительностью глаз, и при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км
-всего за 0,05 с его мозг способен распознать объект
-за всю жизнь оно съедает около 40 т пищи
-Народная мудрость гласит: его надо бояться
-это существо-самое умное на земле
Ответ человек
Черный ящик
10. В черном ящике находится название явления
В конце ХIХ в. (1896 г.) французский физик А. Беккерель (1852-1908) стал свидетелем еще одного излучения, природа которого не имела никакого аналога. Он обнаружил, что уран, расположенный в конце периодической системы Д.И. Менделеева, обладает способностью самопроизвольно испускать какое-то невидимое излучение.
В 1898 г. П. Кюри и М. Склодовская-Кюри выделили из урановой руды два новых химических элемента: радий и полоний. Слово “радий” образовано от латинского - “излучать, испускать лучи”. Название полоний введено в память о Польше, откуда родом была М. Склодовская. Оказалось, что активность излучений этих двух элементов в несколько тысяч раз больше, чем у урана.
О каком явлении речь?
Ответ: радиоактивность, явление с которым мы познакомимся на след уроке.
Подведение итогов : А сейчас я прошу жюри подвести итоги нашей игры.
Не нужно скучать, и без дела сидеть, идите изюминку к нам посмотреть!
(Ученик открывает ящик, смотрит, но не говорит, что там он увидел. Подходят по очереди остальные.) Из ящика извлекают тарелку с изюминкой и показывают всему залу. «Это и есть изюминка нашей игры!
Большего мы вам и не обещали.
Награждение победителей
"Черный ящик" (вопросы для викторины)
1.Удивительный природный материал, которые сочетает в себе легкость и малый вес, устойчивость к гниению, бактерицидные, антисептические свойства и обладает лечебным воздействием. Издавна на Руси используют изготовленные из него «берегини» и «обереги». (береста).
2.В черном ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесные свойства: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим слушателям строение Вселенной, то есть он служил наглядным пособием. (Лук)
3.Если долго жевать корочку этого продукта первой необходимости, то его кисловатый вкус меняется на сладкий. Что лежит в черном ящике? Почему? (это корочка черного хлеба. Это происходит потому, что в черном хлебе содержится крахмал и он расщепляется ферментами слюны до сахара (глюкозы).
4.Великий русский путешественник Николай Михайлович Пржевальский рассказывал, что сибиряки любят длинными зимними вечерами собираться за столом и вести, как они говорят, «сибирский разговор». В «черном ящике», находится непременный атрибут «сибирского разговора». Внимание, вопрос: Что там? (Непременным атрибутом «сибирского разговора» являлись кедровые орешки. Сибиряки сидели за столом, грызли орешки и большей частью молчали.).
5.Опытные туристы утверждают, что для того, чтобы быстро высушить насквозь промокшие сапоги, необходимы три вещи: спички, хворост и те предметы, которые находятся сейчас в черном ящике. Внимание, вопрос: Что там? (Для того чтобы быстро высушить насквозь промокшие сапоги, необходимо разжечь костер, раскалить камни и кинуть их в мокрые сапоги. В черном ящике – камни.).
Против команды телезрителей сегодня играют:- аналитик Евгений Миротин (Гомель, Белорусь)
- бренд-менеджер Денис Попов (Киев)
- редактор Людмила Кривцун (Днепропетровск)
- преподаватель Светлана Бунакова (Минская обл-ть, Белорусь)
- инженер-конструктор Ярослав Лысенко (Кременчуг)
И капитан команды – маркетолог Александр Карачунский (Киев).
Силу этой команды сегодня проверят 12 телезрителей:
Максим Куприянов (Переславль-Залесский); Оксана Соболева (Одесса); Елена Акимова (Днепропетровск); Максим Руссо (Чехов); Владимир Крикунов (Харьков); блиц; Борис Моносов (Санкт-Петербург); Виктор Гусаров (Винница); Светлана Примакова (Москва); Александр Шапиро (Тель-Авив); Марина Левина (Горловка); Руфина Жданова (Киев); Авторадио.
Игры за звание лучшей команды февраля. Телезрители против знатоков. Вторая игра.
Раунд 1. Счет 0:0
Против знатоков играет переводчик Оксана Соболева из Одессы.
Внимание, чёрный ящик!
Ведущий: Всеволод Мейерхольд любил повторять, что связь между искусством и реальностью в точности та же, что между вином и тем, что сейчас находится в чёрном ящике.
Внимание, вопрос:
что в чёрном ящике?
Обсуждение: первая возникшая версия – это «бокал». Озвучила её Людмила Кривцун. Евгений Миротин сказал «вино отражает суть винограда как…». Остальное обсуждение строилось на поиске альтернативы вину. Звучали «уксус», «виноградный сок» и т.д. в конце минуты обсуждения прозвучала версия «просто виноград».
Мы считаем, что в чёрном ящике находится бокал.
Ведущий: искусство рождает реальность. Из реальности рождается искусство. Мейерхольд утверждал...
Внимание, правильный ответ: искусство и реальность связаны так же, как вино и...
Откроем чёрный ящик: виноград.
Раунд 2. Счет 0:1
Против знатоков играет Светлана Примакова – специалист по связям с общественностью из Москвы. Ведущий: Внимание, Тициан!
Перед вами портрет короля Франциска I. Он не был бы написан, если бы не произведение Бенвенуто Челлини.
Внимание, вопрос:
что это за произведение?
Обсуждение: в самом начале обсуждения Светлана Бунакова отметила, что Челлини был ювелиром, Людмила Кривцун спросила «могли ли деньги чеканить?». Внезапно Евгений Миротин предложил « это скульптура – Челлини был слепой!»
В процессе обсуждения Денис Попов также заметил, что «он в профиль как на монете». За 10 секунд до ответа две основные версии: монета и скульптура.
Отвечает Евгений Миротин:
мы предполагаем, что это произведение – это скульптура короля Франциска, с которой был написан этот портрет.
Ведущий: Обратите внимание, на портрете характерный разворот головы в профиль, Тициан никогда не встречался с Франциском I и тот ему, соответственно, не позировал, а произведение, благодаря которому художник тем не менее смог написать этот портрет –
это медаль, изготовленная Бенвенуто Челлини.
Я бы даже засчитал вам ответ «монета», но вы не дали даже его...
Раунд 3. Счет 0:2
Против знатоков играет Руфина Николаевна Жданова – библиотекарь из Киева.
Ведущий: В 30-х годах прошлого века детей, пострадавших от гражданской войны в Испании, вывозили в Советский Союз. Маленьких жертв войны старались принять как можно лучше, накормить и снабдить всем необходимым.
Внимание, вопрос:
скажите, какой продукт испанские дети называли «странным, невкусным тёмным вареньем»?
Обсуждение: сразу посыпались версии «шоколад», «кофе», «мёд», «гематоген», вспомнив о полезности, назвали «рыбий жир». Далее обсуждались лекарства и различные виды варенья.
Распорядитель показывает красную карточку г-ну Аскерову, присутствующему в зале. Г-н Аскеров убеждает ведущего, что он не подсказывал. Ведущий спрашивает капитана, кто будет отвечать.
Отвечает Александр Карачунский: так говорили о рыбьем жире.
Внимание, правильный ответ: «странное, невкусное, тёмное варенье» - это какой-то деликатес, да, должен быть? Деликатес тёмного цвета... Речь шла о чёрной икре!
Раунд 4. Счет 0:3
Против знатоков играет программист Виктор Гусаров из Винницы.
Ведущий: В конце 2007 года в кафедральном соборе Калининграда установили точную копию органа XIV века, погибшего в конце II мировой войны. Немецкие мастера воссоздали и старинные украшения органа. Одно из них – на самом верху – весьма символично.
Внимание, вопрос:
кого изобразили художники?
Обсуждение: на первых секундах Ярослав Лысенко предполагает: «символ возрождения, может?». Прозвучавший в вопросе «конец 2007 года» наводит Дениса Попова на размышления о новогодних праздниках, а затем в обсуждении появляется «крыса» - как символ 2008 года. Далее команда пытается разобраться с символами, появляется также версия о Христе.
Отвечает Ярослав Лысенко:
мы считаем, что раз изображение символично, то в преддверии 2008 года, символом которого является крыса, они изобразили наверху органа именно крысу.
Ведущий: в кафедральном соборе Калининграда?
Ярослав Лысенко: да
Ведущий:
Внимание, правильный ответ:
орган сгорел, а потом как бы возродился из пепла. В верхней части органа немецкие мастера установили украшение в виде птицы Феникс.
Раунд 5. Счет 0:4
Против знатоков играет инженер-полиграфист Максим Куприянов (г. Переславль-Залесский, Россия).
Внимание, колокольчик!
Такие колокольчики издавна используют в пабах в старой доброй Англии.
Внимание, вопрос:
кто и в каком случае звонит в пабе в такой колокольчик?
Обсуждение: Денис Попов предполагает, что это – бармен, желающий разбудить заснувшего посетителя. Версия активно поддерживается. Ярослав Лысенко говорит о том, что таким образом в пабе сообщают о закрытии кухни, а пить посетители продолжают до утра. Обсуждаются версии: «чтобы позвать к себе бармена», «чтобы разбудить заснувшего клиента», «вызов полицейского», «окончание продажи пива».
Капитан просит помощь клуба.
Ольга Резницкая, присутствующая в зале, утверждает, что сидела в пабе до закрытия и именно её помощь оказывается решающей.
Отвечает Денис Попов: в этот колокольчик звонит бармен, оповещая посетителей о том, что бар скоро закрывается и все могут взять по последнему бокалу пива, может не по одному, смотря кому сколько надо...
Внимание, правильный ответ:
звон этого колокольчика – это, действительно, предупреждение, - вам подсказали правильно. И звонит в этот колокольчик бармен, действительно, это тоже правильно. Более того, мысль о том, что можно заказать последнюю кружку пива – абсолютно верна тоже.
Счет 1:4.
Музыкальная пауза. Поёт Виктор Павлик.
Раунд 6. Счет 1:4
Блиц.
Против знатоков играют Павел и Иван Нечунаевы (г. Томск, Россия). 3 вопроса по 20 секунд обсуждения на каждый.
Для того, чтобы получить 1 очко, вам нужно будет разгадать 3 загадки.
Внимание, загадка первая:
оно – в комнате, комната – в нём. Что это?
Отвечает Денис Попов:
это зеркало.
Ответ правильный.
Внимание, вопрос второй:
летом оно холодит, зимой оно греет. Продемонстрируйте это.
Отвечает Александр Карачунский:
мы думаем, что это рукопожатие. Демонстрируют.
Ведущий: Правильный ответ был у вас уже на первой секунде. Летом холодит, зимой греет.
Внимание, правильный ответ:
речь идёт о дыхании.
Раунд 7. Счет 1:5
Против знатоков играет лингвист Максим Руссо, г. Чехов, Московская область.
Ведущий: по русскому поверью, чтобы сглазить молодую семью и внести раздор в жизнь мужа и жены, нужно было тайком подложить им в постель собачью шерсть.
Внимание, вопрос:
с чем по этому поверью её нужно было смешать?
Обсуждение: первая версия, поступившая одновременно от нескольких игроков –«с кошачьей». Далее обсуждались версии – «с песком», «с шерстью нескольких собак», «с крошками», «с солью» и т.д.
Отвечает Людмила Кривцун:
мы считаем, что смешать её нужно было с кошачьей шерстью, чтобы муж с женой жили как кошка с собакой.
Ведущий: абсолютно правильный ответ!
То, что находится в черном ящике, изобрели женщины. Было это в Древнем Риме, возле горы, на которой совершались жертвоприношения, да еще после дождя.
Внимание, вопрос: Что в черном ящике?
Обсуждение: с первых секунд обсуждения инициативу в свои руки взяла женская часть команды. Обсуждение пошло в сторону видов обуви и других средств, которые могли бы помочь при ходьбе по склонам в дождливую погоду. Альтернативных рассуждений почти не было.
Отвечает Светлана Бунакова:
...жертвоприношение происходит на горе, затем потоки воды ручьями спускаются с горы, превращая тропинку в скользкую и неудобную для спуска. Поэтому женщины, чтобы им было безопаснее добраться до дома, придумали что-то типа каблуков-шпилек, чтобы иметь более плотный контакт с землёй...
Внимание, правильный ответ:
вот смотрите... жертвоприношение совершается на горе. Начинается дождь. Жир животных смешивается с золой костров. И вместе с дождевой водой смывается в реку. Вода в реке начинала пениться, и хозяйки, полоскавшие белье, заметили, что здесь прекрасно сходят все загрязнения с ткани...
Согласно легенде, римские женщины изобрели...
Откроем черный ящик..
МЫЛО.
Обычное мыло. Кстати, происхождение английского слова soap – мыло, связывают именно с горой Сапо.
Счет 2:6 в пользу телезрителей.
Звание лучшего игрока во второй игре украинского клуба «Что? Где? Когда?» и приз от АБ «Пивденный» - золотой слиток номиналом 10 грамм – Людмила Кривцун.
Цели данного мероприятия:
- образовательные : повторение и приобретение знаний по математике и по истории математики.
- воспитательные : развитие интереса к математике, к истории математики, формирование мировоззрения, коллективного творчества.
- развивающие : тренировка памяти, внимания, находчивости, логического мышления.
Оборудование: портреты математиков, репродукции по теме (см. список литературы), черный ящик, кубик, винт от мясорубки.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Игра может проводиться в 2-х вариантах:
1. Играет 1 команда из 6 человек против ведущего (Мудреца). Ведущий задает 15 вопросов + 2 вопроса для конкурса “Черный ящик”.
Ход игры: Ведущий задает вопрос. Дается 1 минута на обсуждение. Можно давать досрочный ответ. Если ответ верный, то команде присуждается 1 балл. Обсуждение прекращается. Если досрочного ответа не было, то команда дает свою версию по истечении 1 минуты. Если версий нет, то команде присваивается 0 баллов, как и в случае неверного ответа. Для победы знатоков необходимо набрать 9 баллов (больше половины предложенных). В противном случае побеждает Мудрец. Оставшиеся вопросы можно разыграть в игре со зрителями.
2. В игре участвует несколько команд. Они соревнуются друг с другом за количество верных ответов. Ведущий задает 15 вопросов + 2 вопроса для конкурса “Черный ящик”. Ответы даются в письменном виде.
Ход игры: тот же. Но разыграть необходимо все 17 вопросов. Для победы знатоков необходимо набрать большее число баллов.
Примечание: по желанию учителя или из-за лимита времени количество вопросов может быть уменьшено.
ХОД ИГРЫ
Из истории: Давида Гильберта спросили об одном из его бывших учеников.
Ах, этот! - вспомнил Гильберт - он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения.
Итак, уважаемые знатоки, включаем свое воображение.
Из истории: Фалес Милетский (около 625-547 г.г. до н. э.) вошел в историю науки как родоначальник античной, а вернее сказать европейской философии и науки. В математике Фалес установил равенство углов при основании равнобедренного треугольника, равенство треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам, равенство вертикальных углов, деление круга диаметром пополам и др.
ВОПРОС 1:
Все существующее в природе Фалес выводил из единой основы (первостихии): все возникает из нее и в нее возвращается. Что Фалес считал первостихией?
(ответ: воду)
Это была первая попытка взять за первоначало материю, а не сверхприродные божественные начала, как это было до Фалеса.
ВОПРОС 2:
Римский писатель Апулей Люций писал: “Фалес Милетский – один из тех знаменитых семи мудрецов и, несомненно, самый великий среди них…”. Фалесу приписывается следующее высказывание:
Больше всего – пространство, ибо оно объемлет все;
Быстрее всего – мысль, ибо она обгоняет все;
Мудрее всего - …
Уважаемые знатоки, что, по мнению Фалеса, мудрее всего?
(ответ: время, ибо оно раскрывает все)
ВОПРОС 3:
Египтяне задали Фалесу трудную задачу: найти высоту пирамиды. Он нашел простое и красивое решение: воткнул палку вертикально в землю и сказал: “Когда …
Продолжите его фразу.
(ответ: …тень палки будет равна ее длине, тогда тень пирамиды будет равна высоте пирамиды”. Надо измерить тень пирамиды.)
Из истории: По легенде крепкого телосложения юношу судьи одной из первых в истории Греции Олимпиад не хотели допускать к спортивным состязаниям. Но он не только стал участником, но и победил в одном из видов спортивных состязаний. Этот юноша был Пифагор. Вся его жизнь – легенда, точнее, наслоение многих легенд. Он родился на острове Самос, у берегов Малой Азии. Совсем юным Пифагор покинул родину. Для жителя Самоса все дороги вели в Милет. Там он встречался с Фалесом, которому шел восьмой десяток. Прошел Пифагор и по дорогам Египта, 12 лет был пленником в Вавилоне. В зрелом возрасте переселился в Сицилию и там, в Кротоне, создал удивительную школу, которую назовут пифагорейской. Они были трудолюбивы и аскетичны – Пифагор и его ученики. Правила поведения, основные принципы жизни пифагорейцы объединили в моральный кодекс “Золотые стихи”. Годы жизни: ?570-500г. до н. э.
ВОПРОС 4:
Одно из изречений Пифагора таково: “Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать …”
Зачем, по мнению Пифагора, на эти игрища приходят самые счастливые?
(ответ: смотреть)
ВНИМАНИЕ: ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
В черном ящике лежит предмет, который в переводе с греческого звучит как “игральная кость”. Термин ввели пифагорейцы. Что лежит в черном ящике?
(ответ: кубик)
ВОПРОС 5:
“Не гоняйся за счастьем, – советовал Пифагор. – Ищи его …”
Уважаемые знатоки, за 1 мин. ответьте, где, по мнению Пифагора, надо искать счастье?
(ответ: … в себе самом”)
Из истории: Древнегреческий ученый Платон (427-348 г. до н.э.) основал философскую школу и назвал ее Академия. Она находилась в роще Академа (Академ – древнегреческий мифологический герой, которого по преданию, похоронили в священной роще недалеко от Афин). Одним из девизов своей школы Платон провозгласил: “Да не войдет сюда не знающий геометрии”.
ВОПРОС 6.
Кого или что Платон называл немым учителем?
(ответ: книгу)
Из истории: Слово “математика” греческого происхождения. “Матема” в переводе означает знание.
ВОПРОС 7:
В Академии Платона изучались 4 матемы: арифметика, геометрия, астрономия…
Назовите 4-ю матему.
(ответ: музыка, гармония)
Из истории: Ни одно геометрическое тело не обладает таким совершенством и красотой как правильные многогранники. Их всего лишь 5:
- Тетраэдр- 4 грани
- Гексаэдр (куб)- 6
- Октаэдр-8
- Икосаэдр-12
- Додекаэдр-20
Их называют телами Платона (можно показать их изображения). В древних философских школах совершенным геометрическим формам приписывали магические свойства.
ВОПРОС 8:
По философской концепции об устройстве мира 4 многогранника означали 4 стихии:
- Тетраэдр-огонь, так как вершина устремлена вверх.
- Куб- землю (как самый устойчивый).
- Октаэдр – воздух.
- Икосаэдр – воду.
А что означал додекаэдр?
(ответ: Вселенную)
ВОПРОС 9:
В истории Западного мира эта книга, после “Библии”, вероятно, наибольшее число раз изданная и более всего изучавшаяся.
(ответ: “Начала”, Евклид)
Из истории: Евклид жил во времена Птолемея -1 (царь Египта), в 306-283 г.г. до н.э.. В это время был создан большой научный центр, так называемый Музей с его знаменитой библиотекой. Узнав о математическом сочинении, в котором геометрия излагалась как единая наука, Птолемей, позвав автора сочинения, пожелал, чтобы тот обучил поскорей его этой науке. На что автор ответил: “В геометрии нет царских путей”. Это сочинение состояло из 13 книг.
ВОПРОС 10.
В 7-ой книге “Начал” определение2: “аритмос”-это “количество, составленное из единиц”. Что таким образом определил Евклид?
(ответ: натуральные числа, начиная с 2; это значило также, что “один” не считалось числом)
Из истории: Еще Стевин в своей “Арифметике” (1585 г.) вынужден бороться за признание единицы числом.
ВОПРОС 11.
Алгебраические выводы у Евклида приводятся исключительно в геометрическом виде. Как в “Началах” вводится выражение, которое мы записываем в виде vА (др. вариант: А В)
(ответ: сторона квадрата с площадью А; отв. к др. варианту: площадь прямоугольника со сторонами А и В)
Из истории : Величайшим математиком в истории древнего мира был Архимед, живший в Сиракузах, где он был советником царя Гиерона. Он - один из немногих ученых античности, которых мы знаем не только по имени: сохранились сведения о его жизни и личности. Дата рождения ученого – 287 г. до н. э. Мы знаем, что он был убит в 212 г до н. э., когда римляне взяли Сиракузы, при осаде которых защитниками города были использованы технические устройства, созданные Архимедом.
ВОПРОС 12:
Во 2-ом веке до н. э. была известна теория построения изображений кривыми зеркалами. Какое отношение имеет эта теория к Архимеду и к обороне Сиракуз.
(ответ: по преданию Архимед сжег римский флот с помощью “зажигательных вогнутых зеркал”)
ВНИМАНИЕ: ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
В черном ящике лежит предмет бытовой техники, в котором используется техническое устройство, изобретенное Архимедом, которое как пишет историк Диодор, “по причине своей формы носит название улитки”. В сочинении писателя 2-го века до н. э. Атенея об удалении воды из трюма корабля сказано: “Ее отсасывал один человек при помощи изобретенного Архимедом” устройства. А вот что писал римский архитектор I в. до н. э. Витрувий: “…образуются карманы, которые заполняются водой. Поскольку эти карманы при вращении “улитки” как бы бегут вверх, то и захваченная ими вода поднимается, пока не выплеснется”. Назовите этот предмет.
(ответ: мясорубка, а устройство в ней – винт.)
Из истории: Винт Архимеда применялся в водопроводной сети немецкого города Аугсбурга (схема в книге Джеронимо Кардано, 1550 г.)
ВОПРОС 13:
Какое отношение к Архимеду имеют строки:
“Это я знаю и помню прекрасно”
(ответ: в этой фразе зашифровано число Архимеда? ?3,14159…Количество букв в словах совпадает с соответствующей цифрой в числе)
Из истории: Некий Шенкс в 1873 г. опубликовал такое число?, в котором после запятой следовало 707 десятичных знаков. В 1946-1947 г. Фергюстон (Манчестерский университет) вычислил 808 десятичных знаков для числа? и был польщен тем, что в вычислениях Шенкса обнаружил ошибку, начиная с 528 знака.
ВОПРОС 14:
С именем Архимеда связано число? ?3,14. Почему для этого числа выбрана именно эта греческая буква.
(отв.: это первая буква греческого слова периферия, что означает окружность.)
ВОПРОС 15:
Римский поэт 5 в. н. э. Клавдиан воспел в стихах изобретение Архимеда. Появление такого стихотворения показывает, что в эпоху крушения империи, упадка наук и распространения мистицизма, это изобретение было для людей символом могущества человеческого разума. Что это за предмет? Внимательно слушаем стихотворение.
Неба устав, законы богов, гармонию мира –
Все Сиракузский старик мудро на землю принес.
Воздух, скрытый внутри, различные движет светила
Точно по дивным путям, сделав творенье живым.
Ложный бежит зодиак, назначенный ход выполняя,
Лик поддельный Луны вновь каждый месяц идет.
Смелым искусством гордясь, свой мир приводя во вращенье,
Звездами вышних небес правит умом человек.
(ответ: механический небесный глобус, прообраз планетария)
Из истории: В последнее столетие до н.э. математические работы встречаются у Птолемея (“Альмагест”), Менелая (“Сферика”), Герона (“Метрика”, лунное затмение 62г.)
Чем же закончился расцвет наук в Древней Греции?
Периодом господства Рима. Рим завоевал Сиракузы в 212г., Карфаген, Грецию в 146г., Месопотамию в 64г. до н.э. Все чем римляне овладели было низведено до положения колонии. Наступил упадок наук и распространение мистицизма на тысячелетие.
Наше поверхностное знакомство с математиками Древней Греции хочется закончить словами ученых 20-го века:
“ В конце 4-го века вся математика, в том виде, как она изучалась в школе Платона, была собрана в трудах Евклида, и притом так, что этому суждено было остаться образцом на целые тысячелетия…”
Ван дер Ваден Б.
“ В истории есть очень немного имен и книг, пронизывающих века и даже тысячелетия… В точном естествознании такими остались и на сегодняшний день геометрия Евклида и гидростатика Архимеда.”
Вавилов С. И.
“Греки совершили открытие, величайшее из когда-либо совершенных человеком: они открыли могущество разума.
ЛИТЕРАТУРА:
- Волошинов А. В. Пифагор: союз истины, добра и красоты.- М.: Просвещение, 1993.-224 с.
- Гиндикин С. Г. Рассказы о физиках и математиках. – М.: Наука. Гл. ред. ф - м. литературы, 1981г,192 с. (Библиотечка “Квант”. Вып. 14)
- Депман И. Я. Рассказы о математике. – Л.: Детгиз.1954г,144с.
- Житомирский С.В. Архимед: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение,1981.-112с.
- Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках: Пособие для учащихся 4-8 кл. сред. Школы – М.: Просвещение, 1981 – 80 с.
- Перельман Я. И. Занимательная геометрия. – Д.: ВАП. 1994 – 288 с.
- Стройк Д Я. Краткий очерк истории математики. М.: Наука. Гл. ред. ф – м. литературы, 1984,284 с.
- Халамайзер А. Я. Пифагор: Науч.-попул. – М.: Высш. Шк. , 1994. – 79 с.
- Шейнина О. С., Соловьева Г. М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.: Изд.-во НЦ ЭНАС, 2003. -208 с.
Викторина «Черный ящик»
Используя этот принцип, реально провести подобную викторину о творчестве любого из известных писателей.
Мы приведем пример, как можно ее организовать, применяя в ходе игры знания детей о произведениях А. С. Пушкина.
Желательно перед проведением игры еще раз обратить внимание детей и их родителей на те литературные произведения, которые станут предметом разговора.
Ведущий сообщает, что сегодня предметом встречи снова станут всеми любимые сказки А. С. Пушкина. Хорошо еще раз перелистать книги этого автора, где имеются рисунки, изображающие героев сказок. А викторина продемонстрирует, насколько ребята помнят подробности сказок.
В финале игры, как обещает ведущий, ребят ждет сюрприз - необычный «черный ящик» в котором тоже будет находиться предмет, сыгравший немаловажную роль в одной из пушкинских сказок. Тот, кто отличится на сегодняшней викторине и даст наибольшее число правильных ответов, получит возможность открыть «черный ящик» и показать, что же там спрятано. Для того, чтобы отметить, на сколько вопросов каждый из детей дал правильные ответы, надо запастись нарезанными квадратиками из цветной бумаги. За правильный ответ игрок получает от ведущего свой квадратик. По окончании игры игроки считают свои квадратики, таким образом узнается тот, кому предоставляется право открыть «Черный ящик».
Но сначала дети должны дать ответы на ряд вопросов.
Давайте сначала вспомним сказку с самым длинным названием - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» . Но мы все привыкли эту сказку называть более кратко - просто «Сказка о царе Салтане».
- Какого роста родился князь Гвидон? (Аршин, что по старинным русским меркам означало - «длина руки от конца пальцев до плеча». «Сына бог им дал в аршин»).
- В этой сказке одна сестра стала царицей, вторая - ткачихой, а третья - кем? (Поварихой. Забирая с собой свою невесту, царь говорит ее сестрам: «Будь одна из вас ткачиха, а вторая - повариха»).
- Кем приходились князю Гвидону ткачиха и повариха? (Тетками - они были сестрами его матери).
- В кого превращался князь Гвидон? (В муху, комара, шмеля).
- Сколько раз приплывали корабельщики на остров к князю Гвидону, и сколько раз плавал вместе с ними на их корабле князь Гвидон, чтобы повидать отца? (Корабельщики приплывали четыре раза, а князь Гвидон плавал вместе с ними только три раза. На четвертый раз он «дома на сей раз остался и с женою не расстался»)
- С помощью какого старинного оружия Гвидон спас царевну-Лебедь? И где он взял это оружие? (С помощью лука, который сделал сам - сначала сломил у дуба сук, на концы его натянул шнурок, а ветку сделал стрелой).
- Какие три чуда были в сказке? (Волшебная белка, богатыри и царевна-Лебедь).
- Наказал ли царь Салтан ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху? (Нет, он «от радости такой отпустил всех трех домой»)
Теперь вопросы по второй сказке - о мертвой царевне и семи богатырях.
- Какой предмет получила в приданое гордая, ломливая, своенравная и ревнивая царица? (Говорящее зеркальце).
- Как богатыри узнали, что перед ними находится царевна? (По ее речи).
- Как звали собаку семи богатырей? (Соколко).
- Как звали жениха царевны? (Королевич Елисей).
- К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, месяцу и ветру).
Теперь вопросы по третьей сказке - о рыбаке и золотой рыбке.
- Сколько лет прожили вместе в ветхой землянке старик и старуха? (Тридцать три года).
- Сколько раз закидывал невод в море старик? (Три раза).
- Что приносил невод в первый и во второй раз? (Тину и траву морскую).
- Какие желания были у старухи? (Получить новое корыто, потом - избу, потом - стать поочередно столбовой дворянкой, царицей и владычицей морскою).
- Какую обувь носила старуха, когда стала царицей? (Красные сапожки).
Теперь вопросы по следующей сказке - о золотом петушке.
- Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Звездочет).
- Какую службу должен был исполнять петушок? (Стеречь границы царя и подавать сигнал, если вдруг на него нападут враги).
- Что кричал петушок? («Кири-ку-ку, царствуй, лежа на боку!»).
- Что обещал царь Дадон звездочету за его помощь? (Исполнить любое желание звездочета - «Волю первую твою я исполню, как свою»).
- Как звали красавицу, в которую влюбился царь Дадон? (Шамаханская царица).
- Сколько сыновей было у царя Дадона? (Два).
Следующие вопросы - по «Сказке о попе и работнике его Балде».
- Какими словами начинается сказка? («Жил-был поп, толоконный лоб»).
- Какую плату назначил Балда за свою работу? (В год за три щелка попу по лбу).
- Что просил для себя в пищу Балда? (Вареную полбу - слово «полба» означает дикую пшеницу).
- С кем наперегонки бегал бесенок вокруг моря? (С зайкой, которого Балда выдавал за своего младшего брата).
- Куда хотел закинуть Балда палку, данную ему бесенком? (За тучу).
Теперь ведущий может подвести итоги первой части викторины. Тот игрок, который набрал больше всех квадратиков, считается победителем игры, и ему разрешается открыть «черный ящик», принесенный ведущим на игру и предварительно скрывающий загадочный предмет, относящийся к теме викторины.
Ведущий предлагает отгадать, что же спрятано в «черном ящике».
Это предмет, с помощью которого злая мачеха хотела погубить царевну в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». (Яблоко) .
Победитель открывает ящик и вынимает оттуда яблоко.
Все аплодируют, игра закончена.
Подобную игру с использованием «черного ящика» можно также провести по сказке «Золушка» . А в «черный ящик» тогда положите хрустальную туфельку, если у кого в доме есть такая, игрушечную мышку (мыши превращались в коней, запряженных в карету Золушки) или какую-то посуду - ведь Золушке приходилось много ею заниматься.
Вопросы:
1. Как прозвала Золушку старшая сестра? (Замарашкой) .
2. Во что превращала добрая фея тыкву, мышек, крысу? (В карету, коней, кучера) .
3. На каком по счету балу Золушка потеряла туфельку? (На втором) .
4. На каком языке разговаривали все герои этой сказки? (На французском, так как создатель этой сказки Шарль Перро - француз) .
5. Какого цвета было домашнее платье одной из сестриц Золушки, которое Золушка притворно попросила у нее? (Желтого) .
6. Какие были стены в спальнях сестер Золушки? (Зеркальные) .
7. Что делали золушкины сестры, когда хотели похудеть перед королевским балом? (Два дня ничего не ели и старались потуже стянуть себе талии).
8. За кого Золушка выдала замуж своих сестер? (За двух придворных).
См. также: