Данная методическая разработка представляет собой описание конспекта занятия по теме "Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов". Методическая разработка будет полезна педагогам хоровых студий и вокальных ансамблей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
Дом детского творчества «СОЮЗ»
Выборгского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Педагога дополнительного образования Москвиной О.С.
Тема:
«Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов»
г. Санкт-Петербург
2016 год
Пояснительная записка
Данная методическая разработка представляет собой описание конспекта занятия по теме «Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов».
Методическая разработка будет полезна педагогам хоровых студий и вокальных ансамблей. Представляет собой спектр ритмических упражнений для развития чувства ритма у детей от 7 до 12 лет. Предлагаемые ритмические упражнения будут наиболее эффективны для детей уже знакомых с начальными азами нотной грамоты: скрипичный ключ, нотный стан, простые размеры (2/4,3/4,4/4), длительности (восьмые, четверти).
Ритмические задания являются одним из самых интересных разделов в работе с хором или вокальным ансамблем. Они пользуются интересом у детей и всегда вызывают коллективные положительные эмоции. В первую очередь это связано с тем, что упражнения проводятся в игровой форме и включают в себя упражнения на внимание, реакцию, скорость. Задания позволяют работать со всеми детьми одновременно и делить детей на команды, подгруппы. Сюда входят упражнения канонического принципа или упражнения на метро ритм с поочередным выделением сильных и слабых долей.
Главным принципом в отработке ритмических упражнений является – достижение синхронного исполнения ритмического рисунка в каждом конкретном задании.
Для достижения синхронного выполнения ритмических заданий в ходе занятия предлагаются различные варианты ритмических упражнений с использованием:
Хлопков руками (в положениях сидя, стоя, в движении)
Отбивание ритма ногами (в положениях сидя, стоя, в движении)
Использование ритмических и словесных канонов
Скороговорок, фраз, словосочетаний
Музыкальных инструментов: шейкер, ложки, колотушка, треугольник и др.
Цель.
Развитие чувства ритма у детей.
Задачи.
Образовательные:
Учиться технически осмысленному исполнению произведения;
- учиться определять на слух размер такта;
Учиться на слух определять простейшие ритмические комбинации;
Развивать чувство музыкальной формы;
Легче разучивать произведение по нотам и наизусть.
Развивающие:
- развивать внимание, воображение, музыкальную память;
Развивать эмоциональную сферу детей;
- развивать творческую активность в поисках новых ритмических рисунков;
- развивать мотивацию к музыкальной деятельности;
Развивать коммуникативные навыки детей;
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу;
Совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;
Воспитание осознанного подхода к обучению.
Методы обучения:
Наглядный (слуховой и зрительный);
Словесный (рассказ, объяснение, диалог);
Иллюстративный в сочетании с репродуктивным (показ педагогом и воспроизведение услышанного обучающимися).
Эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания ритмических заданий).
Методические приёмы:
Творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
Побуждение к самоконтролю;
Поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.
Современные образовательные технологии:
Технология развивающего обучения;
Здоровье сберегающие технологии (дыхательная гимнастика, физические упражнения на комбинаторность);
Игровые технологии: познавательные, развивающие, коммуникативные .
Вид занятия: комбинированное занятие.
Возраст детей: 7-10 лет.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Средства обучения:
Наглядные пособия: Скороговорки, карточки слов, словосочетаний, фраз, карточки «ритмические фигурки», карточки со словами-парами, музыкальные инструменты.
Оборудование: фортепиано, стулья.
План занятия:
1. Организационный момент. 2 мин.
2. Вопросы детям. Что они знают о «Ритме» 3 мин.
3. Объяснение педагогом темы «Ритм» 3 мин.
4. Показ простых ритмических комбинаций - совместный анализ. 3 мин.
5. Игра «Веселые такты» 3 мин.
6. Игра «Собери слово». 4 мин.
7. Творческие задания на ритм - «Передай другому». 3 мин.
8. «Убери слово» 4 мин.
9. Каноническая Игра «Тик-Так» 3 мин.
10. Живой оркестр 15 мин.
11. Подведение итогов, рефлексия 5 мин.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами начинаем знакомиться с интересной темой, которая нам с вами встречается каждый день, когда мы слышим музыку, это - «Ритм»! На нашем занятии сегодня вы узнаете: что такое чувство ритма, как его можно развивать, сами станете педагогами друг для друга на короткое время, а в конце мы превратимся в настоящий живой оркестр!
Желаю всем хорошего настроения, новых впечатлений, открытий и приобретенных знаний.
2. Вопросы детям. Что они знают о «Ритме».
Итак, Ритм! Что же такое Ритм? (дети отвечают на вопрос педагога)
Педагог, подытоживая: Ритм – это организация музыки во времени. У каждого музыкального произведения есть своя ритмическая структура. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей - звуков и пауз.
3 . Объяснение педагогом темы «Ритм».
Каждое музыкальное произведение наполнено разными ритмами. В одной музыкальной фразе может встречаться несколько ритмических фигур. Давайте попробуем разобраться – с чего нам нужно начать, чтобы в общем наплыве разнообразных звуков научиться находить логику и чувствовать структуру музыки.
Ритм конкретного музыкального сочинения чрезвычайно разнообразен и никогда не образуется длительностями одинаковой величины. Между длительностями разной величины возникают временны́е отношения. Объединяясь, длительности и паузы могут образовывать ритмический рисунок музыкального произведения.
4. Показ простых ритмических комбинаций - совместный анализ.
Структуру музыкальных произведений определяют музыкальные размеры. Метр задает координатную сетку из сильных и слабых долей с одинаковыми расстояниями между долями. Именно размер такта помогает нам ориентироваться в сильных, слабых долях. Давайте попробуем определить сильные и слабые доли на примере простых слов. Например: Хо-ро-вод, Ба-боч-ка. Ударный слог обозначим слогом – «та», безударный – слогом – «ти». Ударный слог всегда чуть более протяжный, чем безударный. Подключим к произнесению слов хлопки. И тогда слово «Хо-ро-вод» мы прохлопаем: «ти-ти-Та» - два коротких и один длинный хлопок, слово «Ба-боч-ка» - «Та-ти-ти» - один длинный и два коротких. Таким образом, мы получаем два ритмических рисунка. В первом: две первые доли короткие, третья – длинная. Во втором – первая доля длинная, вторая и третья короткие. Записываем в нотную тетрадь обе схемы. (Детям показываются карточки с ритмом: Четверть, две восьмые. Две восьмые, четверть. Четверти подписаны –«Та», восьмые – «ти» ).
5. Игра «Веселые такты»
Итак, мы уже умеем отличать длинные и короткие звуки и теперь давайте разместим их в такты. В размере 2/4 помещаем наши схемы: «Та-ти-ти», «ти-ти-Та». Сейчас я буду называть слова, а вы запишете их в нотную тетрадь под нотоносцем и поставите ударение в каждом слове. Затем на нотном стане напишем длительности, соответствующие длинным и коротким звукам. Что у нас должно получиться? (Дети отвечают: длинный звук - четверть, короткий - восьмая)
6. Игра «Собери слово».
А теперь давайте попробуем сами. Каждый придумывает слово, прохлопывает его ритм и называет какая доля длинная, а какая (какие) короткая (- кие). Ребята, а теперь у кого уже получилось, составляем небольшие фразы. Например: «Прекрасный день». Так же делим на слоги, расставляем ударение и прохлопываем ритм с учетом длинных и коротких долей. (Пре-крас-ный день – ти-та-ти та.)
7. Творческие задания на ритм - «Передай другому».
Следующее задание называется «Передай другому!». Рассчитываемся на первый-второй. У первых будет своя ритмическая комбинация, у вторых своя. Сейчас я вам предложу ритм для каждого. Итак, первые делают один длинный хлопок (показ педагога, дети повторяют). Затем вторые делают два коротких хлопка (показ педагога, дети повторяют). При хлопке первые говорят «Та», вторые говорят «ти». У нас должен получиться такой ритм: «Та-ти-ти-Та-ти-ти-Та-ти-ти-Та…» А теперь по кругу, по очереди начинаем хлопать, каждый свой ритм. (В конце при достижении синхронного исполнения можно поставить фрагмент песни «We will rock you» группы Queen и прохлопать под нее).
8. Игра «Убери слово»
А теперь я предлагаю нам с вами попробовать поиграть в игру, в которой слова будут постепенно убавляться. (Предлагаются карточки со словами - парами).
1. Дом | 2.Гном |
3. Кот | 4. Крот |
Это задание мы будем выполнять стоя. На 4 счета мы произносим подряд слова и хлопаем в ладоши на каждое слово. Затем мы будет убирать по одному слову в произвольном порядке, и вместо него будем топать ногой. Кто догадается, как будет называться на музыкальном языке место в музыкальной фразе, во время которой прерывается звучание? (Ответ детей).
Правильно, пауза. Во время паузы звучания нет. Мы будем отмечать паузу ногой.
(В процессе игры закрываются разные слова в произвольном порядке, превращаясь, таким образом, в паузы).
9. Каноническая Игра «Тик-Так»
Чтобы нам выполнить следующее задание давайте разделимся на две команды. Вспомним песню «Спи, ангелочек, усни». Первая команда будет хлопать ритм первой фразы, вторая – ритм второй, затем снова - первая и после опять - вторая. Таким образом, мы прохлопаем ритм всего произведения по очереди, соблюдая все длительности и паузы.
10. Живой оркестр.
Для исполнения песни «Последняя поэма» мы будем использовать музыкальные инструменты. Колотушка - будет отбивать ритм мелкими длительностями (восьмыми). Ложки – крупные длительности (четверти). Шейкер – обозначает сильные и слабые доли. Треугольник – заполняет паузы. Сейчас мы распределим по партитуре разделы, фразы, во время которых должны звучать те или иные инструменты. У каждого музыканта с инструментом будет своя инструментальная партия. (Инструменты распределяются между детьми. Каждый получает конкретное задание, потом инструменты передаются другим детям).
11. Подведение итогов. Рефлексия.
Итак, подведем итоги нашего занятия.
Какие новые знания вы открыли для себя на занятии?
Что вам больше всего понравилось делать сегодня?
Что из сегодняшнего занятия вы бы хотели рассказать родителям?
Литература:
1. «Музыка детям», Метлов Н., М., Просвещение, 1985 г.
2. «Язык, музыка, математика», Б. Варга, Ю. Димень, Э. Лопариц.
3. «Золотая пропорция», Н. Васюткин.
Приветствуем всех любителей игры на барабанах! В этой статье показаны ритмические рисунки для ударных в различных стилях. Конечно, здесь мы выделили только основные ритмы, т.к. их огромное количество. Рисунки, указанные в этой статье обязательно должны входить в арсенал любого барабанщика. Изучайте их не торопясь, внимательно, пользуйтесь метрономом.
Ритм на 12/8
Триольная пульсация на 12/8 лежит в основе ритма шаффл.
Шаффл
Шаффл — это триольный рисунок, в котором в каждой доле присутствует только первая и третья триоль.
Джаз / Свинг
Считается, что в джазе (свинге) барабанщик ведет ритм в основном по тарелке, а малый и большой барабаны — импровизируют. Ниже показан пример основного рисунка на тарелке и хай-хете.
Бразильские ритмы
Самба
Самба — это самая популярная форма афро-американской музыки.
Босса-нова
По-сути босса-нова — это более медленный и расслабленный вариант самбы.
реггей / ска
ска
Этот стиль появился в начале 50-х годов на Ямайке. Это гибрид свинга, ритм энд блюза и менто. В этом стиле активно используется духовая секция, гитара играет на каждую слабую восьмую долю. Сейчас в США популярен стиль, который называется «ска-панк».
Реггей
Музыка реггей играется в резаном ключе ровными восьмыми или в ритме шаффл.
Буги
Стиль буги (буги-вуги) представляет собой сольное исполнение на фортепиано, в котором сочетаются элементы джаза, блюза и регтайма.
Фанк
Фанк — это танцевальная музыка с акцентами на слабых долях.
Мотаун
Стиль мотаун можно определить как коктейль из таких направлений как госпел, блюз, соул и поп.
Хип-хоп
Ритмической составляющей хип-хопа является триольная пульсация с элементами свинга, госпел, соул и фанка.
Сёрф
Стиль «Сёрф» появился в начале 50-х годов благодаря Дику Дейлу и его группе Deltones. Сёрф формировался под влиянием блюза, рока, южно-американских музыкальных течений. Отличительной особенностью этого стиля это гитарный звук с эхо и ревером.
Диско
Это танцевальный стиль, характерной особенностью которого является игра бочки на каждую четвертную долю в темпе 120-128 bpm.
Ритм (греч. rhythmos–стройность, соразмерность) – это живой пульс музыки, одно из ее основных выразительных средств. Ритмом называется последование звуков одинаковой или различной длительности, организованное посредством метра.
Протяженность музыкальных звуков находит отражение в системе относительных длительностей : целые, половинные, четвертные, шестнадцатые и т.д. Одна и та же длительность в разных темпах звучит разное количество времени.
Длительности обладают свойством весомости: короткие длительности воспринимаются как более легкие, а долгие – как тяжелые, опорные, акцентируемые (ритмический акцент). Короткие длительности звучат более слитно, устремлены к долгим. Это свойство делает, например, медленную музыку плавной, гибкой, текучей. Моцарт. Соната A -dur , II часть:
Продолжительные длительности менее связаны друг с другом и поэтому в быстром темпе могут создать эффект скандирования или торжественно-приподнятого звучания.
Выразительность ритма тесно связана с другими сторонами музыки – с темпом, ладом, динамикой. Наблюдается следующая зависимость: чем проще ритмический рисунок, тем шире спектр его выразительных возможностей.
Равномерный ритм – самый простой из ритмических рисунков. В быстром темпе передает движение, бег, течение, полет. В медленном темпе – покой, безмятежность, оцепенение, неподвижность:
Ритм дробления и ритм суммирования также нейтральны и могут употребляться в музыке разного характера.
Пунктирный ритм соединяет в себе активность, поскольку в нем соотносятся длительности не соседние по шкале, с квадратностью (пунктирная фигура всегда равна 4, 8 или 16 частям). Этим можно объяснить использование пунктирного ритма в жанрах, связанных с движением.
Грациозный, энергичный характер польки, полонеза, вальса, хабанеры и других танцев во многом зависит от пунктирного ритма. Для марша типично дробление слабой доли, для мазурки, наоборот, сильной.
В музыке, не связанной с движением, пунктирный ритм позволяет передать активные эмоции. Двойной и тройной пунктирный ритм звучат еще энергичнее и активнее. Они пригодны для передачи предельно эмоциональных состояний: ликование, восторг и так далее.
Пунктирный ритм, в котором длительности расположены в ином порядке – сначала короткая, потом более продолжительная, называется обращенным. Обращенный пунктирный ритм по сути является синкопой.
Синкопой называется ритмический прием, при котором не совпадают различного рода акценты, например метрический и ритмический, метрический и динамический, также может не совпадать величина тактов и величина мотивов.
Наиболее естественно совпадение сильной доли с более крупной длительностью (метрический акцент совпадает с ритмическим). При нарушении этой закономерности и возникает синкопа. По местоположению синкопы бывают междутактовые (от легкой доли одного такта к тяжелой другого), внутритактовые и внутридолевые.
Другой вид синкопы возникает от столкновения динамических акцентов с метрическими при строго периодической акцентировке.
Синкопа, в которой не совпадают трехдольные такты с двухдольными мотивами, называется гемиолой. Гемиола является обязательной ритмической фигурой чешского народного танца фурианта.
размер
2. Подберите музыкальные произведения с пунктирным ритмом и синкопой. Аргументируйте взаимосвязь ритмического рисунка с жанром и образным содержанием произведений.
3. По группировке определите размер мелодий.
Уолтер Пейтер
Мы предлагаем вашему малышу сделать первые важные шаги в мир музыки - прислушаться к ритму,...
"Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой."
Уолтер Пейтер
Музыка занимает особое место в нашей жизни. Музыку мы слушаем и в радости, и в печали. Без нее не обходится ни один праздник, ни одно значимое событие. Колыбельные и лирические мелодии, симфонии и современные ритмы, торжественные гимны и бардовские песни. Существует множество музыкальных направлений, но какой бы ни была музыка, её надо уметь слушать, а для этого у человека должна быть развита музыкальная культура.
Составные части музыкальной культуры - это ритм и звук.
Разумеется, в первую очередь ритмическая одарённость необходима музыканту, танцору, поэту… Но если даже профессия никакого отношения к музыке не имеет, без развитого чувства ритма не обойтись. Оно способствует более полноценному восприятию окружающего мира, дает возможность жить в единстве с ним - ведь ритмом пронизано всё мироздание.
Мы предлагаем вашему малышу сделать первые важные шаги в мир музыки - прислушаться к ритму, познакомиться со средствами музыкального языка, музыкальной выразительности. Как известно, музыкальные (в том числе и ритмические) навыки подобны языку: их следует начинать развивать в раннем детстве. Кстати! Развитие чувства ритма необходимо для здоровья ребёнка! Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой.
Мы знаем, что поэт использует в своем творчестве понятные нам слова, художник создает свои картины при помощи линий и красок. Музыка же в большей степени, чем другие виды искусства, связана с миром наших чувств, эмоций. Для того, чтобы музыка звучала более выразительно и могла точнее передать настроение или даже "нарисовать" "картинку", "образ", у музыканта тоже есть свои помощники - средства музыкальной выразительности. Вы можете познакомить ребёнка с некоторыми из них, работая с "творческими" карточками из нашей игры.
Успехов вам и нескучных музыкальных занятий! Надеемся, что наша игра поможет сделать ваши уроки более увлекательными и познавательными, развить сообразительность и смекалку, научит вашего ребёнка творчески подходить к любому делу!
В наборе: 21 игровое поле, 46 маленьких карточек.
Для детей от 6 лет.
Сделано в России.